Логотип TalentTech
Как с помощью ИИ вывести компанию на новый уровень? 🌟 Отвечаем в бесплатном гайде Получить доступ →
подписаться на рассылку

Корпоративные традиции, которые объединяют: 7 обычаев в российских и иностранных компаниях

Используйте эти примеры для вдохновения и создания собственной уникальной корпоративной культуры


В офисе Gusto из Сан-Франциско все ходят без обуви, даже гости, и не только для поддержки чистоты. Так создают на работе домашнюю атмосферу.

Многие компании имеют хотя бы одну корпоративную традицию, которая закрепляется после неоднократного повторения работниками какого-то объединяющего ритуала. Традиции сближают сотрудников и развивают бренд работодателя.

У вас пока нет своей традиции? Но ведь никто не мешает вам создать ее. Мы делимся с вами интересными обычаями, которые существуют в компаниях.

Сними обувь!

«Безобувная» политика появилась в офисах Gusto случайно. Основатели бренда начинали работу в подвале родительского дома, где было принято снимать обувь. Постепенно команда стартапа росла и после переезда в первый настоящий офис, захотела сохранить ощущение домашнего уюта.

Сейчас здесь работают более 600 сотрудников, и все они снимают и ставят обувь на стеллажи при входе. Офис оформлен как гостиная, где стоят широкие диваны, удобные стулья, книжные полки и журнальные столики. 

Постепенно появился еще один обычай — носить на работу прикольные носки, которыми можно похвастаться перед коллегами. Посетителей офиса тоже просят соблюдать корпоративную политику, и для них есть на выбор тапочки, spa-сандалии и брендированные носки.

Благодарю тебя!

В CultureIQ рабочая неделя заканчивается общим рукопожатием. Эта бюджетная традиция объединяет коллектив — в конце недели сотрудники жмут друг другу руки, чтобы поблагодарить за продуктивную работу.

Основатель и СЕО компании Грег Беснер рассказывает о появлении обычая: «Это была пятница, конец очень тяжелой недели, когда вся команда работала с полной отдачей. И очень отчетливо ощущалось, что нужно совершить какой-то акт уважения и благодарности. В конце рабочего дня мы все пожали друг другу руки, сказали «спасибо», и это стало нашей постоянной традицией».

Всегда полезно поблагодарить сотрудников за работу, чтобы напомнить о ценности и вкладе в успех команды. Такие «старомодные» традиции работают и сближают лучше, чем супер-плюшки больших технологических компаний.

Поймай волну!

Работники Patagonia во время рабочего дня уходят ловить волны

Patagonia основана альпинистом и пионером в развитии outdoor-технологий Ивоном Шуинаром, в ней шьют одежду для альпинизма, скалолазания, катания на горных лыжах, сноуборда и серфинга и всячески поощряет своих сотрудников заниматься спортом.

«У нас есть обычай: когда начинается прибой, вы бросаете работу и начинаете заниматься серфингом», — говорит Шуинар. — Меня не волнует, когда вы работаете, главное, чтобы работа была выполнена».

Такая политика называется «Let My People Go Surfing» (Пусть мои люди займутся серфингом). Однако сотрудники не ограничены водными видами спорта. Те, кто не любит серфинг, могут отправиться на велосипедную прогулку, позаниматься скалолазанием или выбрать любую другую активность на свежем воздухе.

Цель политики — получить подзарядку и не давать людям выгорать. Сами сотрудники говорят, что такой перерыв помогает работать продуктивнее. Команда тестирует на себе новинки из экипировки. Это помогает стать настоящими сторонниками бренда и его ценностей.

Прикоснись к сердцу.

Экипажи авиакомпании Southwest Airlines перед полетом касаются наклеек-сердец на своих самолетах

После проведения ребрендинга в авиакомпании появился новый символ бренда — полосатое сердце, выполненное в цветах компании.

Вскоре пилоты Southwest Airlines перед полетом начали касаться сердца рядом с входом в самолет, а у остальных членов экипажа был свой ритуал — они делают перед рейсом селфи с сердцем, которое расположено снизу борта самолета. Фотографии попадают в соцсети, и это помогает узнаваемости бренда.

«Наше сердцебиение сильнее и здоровее, чем когда-либо благодаря теплоте, состраданию и улыбке наших сотрудников», — сказал Гэри Келли, председатель и главный исполнительный директор Southwest Airlines. — Сердце, изображенное на самолете, символизирует нашу приверженность нашим ценностям сейчас и в будущем».

Корпоративные традиции, которые объединяют, помогают формировать культуру вашей компании. Присмотритесь, возможно в вашем офисе тоже есть свои центры притяжения, которые станут основой корпоративных ритуалов.

Спи на работе!

Amerisleep побуждает сотрудников на дневной сон на работе

Иногда на рабочем месте, особенно после обеда, неудержимо тянет в сон. У производителя матрасов Amerisleep особое отношение ко сну. Компания провела исследование сна на рабочем месте: где уже применяется, как влияет на эффективность сотрудников и качество работы. 

Исполнительный директор Amerisleep говорит, что здоровый сон делает сотрудников более трудолюбивыми, активными и творческими. Возможность поспать на работе не только помогает зарядиться, но и показывает заботу о здоровье людей. 

И не обязательно создавать специальные тихие комнаты и капсулы для сна, как это делают в Zappos и Google, если нет на это бюджета. Достаточно оборудовать пустые пространства вроде конференц-залов и переговорных и разрешить использовать их для дневного сна.

Российские компании также формируют и развивают свои традиции. 

Зеленый марафон «Бегущие сердца»

Каждый год 1 июня в День защиты детей ПАО Сбербанк и фонд «Обнаженные сердца» проводят благотворительный забег по всей России для сотрудников, спортсменов, звезд театра, кино и клиентов. Во время забега идет сбор помощи в детский фонд «Обнаженные сердца», по завершению — высаживаются деревья.

«Мы бежим со смыслом, смысл — в помощи детям, и я хочу всех участников поблагодарить за этот смысл, очень много детей получат помощь благодаря этому событию», – говорит Герман Греф.

После перехода на удаленный формат работы в российских компаниях начали появляться новые традиции. По пятницам устраиваются онлайн-вечеринки, запускаются конкурсы, проводятся посиделки, создаются отдельные чаты для общения. Все это сближает коллег, поднимает настроение.

Заведите маскота!

Отличная традиция — дарить подарки под Новый год. Но это не просто ручки и блокноты. Подарок должен вызывать положительные эмоции, быть полезным, красивым, вызывать приятные тактильные ощущения. 

Так IT-компания Selectel ежегодно разрабатывает концепцию подарка, используя своего маскота — тирекса. Например, неоновый светильник в виде динозавра стал отличным новогодним декором, который украшает дом и офис.

От мессенджера Viber друзья и партнеры получили на Новый год уютный свитшот оверсайз с логотипом, команда ВКонтакте дарила в минувшем году новогодние костюмы розового единорога Спаркса — символа компании, чтобы каждый, кто его наденет, стал звездой праздничной вечеринки и приятно удивил друзей и коллег.

Как сформировать корпоративные нормы, традиции и обычаи в своей компании

Традиции часто складываются стихийно. Обычай нельзя навязать, его должны отличать позитивный настрой, здоровый интерес у сотрудников. Когда инициатива идет сверху, она может вызывать негативную реакцию и даже отвращение. Например, в одной из компаний заставляли петь по утрам гимн, в другой — делать зарядку, а в третьей — начинать день с чтения клятвы фирмы.

Если хотите сформировать свою традицию, помните об этих правилах:

  • спросите сотрудников, что они хотят;
  • традиция должна быть значимой и общественно полезной;
  • в основе ее — забота о работающих людях;
  • цель — объединить людей, работающих в компании.

А у вас есть какие-то корпоративные традиции, которые объединяют? Поделитесь с нами своими историями. Пишите нам на почту blog@talenttech.ru, мы опубликуем самые интересные в нашем блоге или Telegram-канале.

А если вам нужна поддержка в создании эффективной корпоративной культуры, вы всегда можете воспользоваться услугой HR-консалтинга от TalentTech. Опытные эксперты проведут аудит в вашей компании, определят настроения в коллективе и помогут сформировать традиции, которые сплотят коллег ради достижения общей цели. Обращайтесь!