подписаться на рассылку

Какие корпоративные ценности действительно работают? Типы и примеры

Есть два типа людей: одни считают, что корпоративные ценности — не более чем мода и красивая картинка, другие — что это важнейший аспект компании, который влияет на атмосферу и бизнес-результаты. На самом деле, правы могут быть обе стороны, потому что всё дело в реализации. У каких-то компаний корпоративные ценности просто «для галочки», а у других они образуют крепкую базу для всей деятельности бизнеса.


Как определить и формализовать корпоративные ценности, чтобы они работали и сотрудники их разделяли? Отвечаем на эти вопросы на примере 7 компаний и показываем 4 типа ценностей, которые должны быть в компании.

Сначала короткая теория, основные тезисы:

// Core values = Основные ценности. Они регулируют все процессы внутри компании и часто есть в открытом доступе в виде списка принципов, миссии и манифеста. Вы наверняка видели такие у Додо пиццы или Тинькофф. Главная особенность основных ценностей — они не могут быть нарушены ради экономической выгоды. Это что-то принципиальное для основателей компании.

// Aspirational values = Желательные ценности. Здесь в основе лежит перспектива. Это то, к чему компания хочет стремиться, например к балансу работы и личной жизни или полной удаленке. Даже если это невозможно воплотить прямо сейчас для всех сотрудников, рано или поздно надо будет осознанно подойти к желательным ценностям и превратить их в основные. По понятным причинам желательные и основные ценности не могут быть в компании одинаковыми.

// Permission-to-play values = Ценность «входной билет» (звучит непонятно, но сейчас будет понятно). Это совокупность поведенческих и социальных характеристик, которые ждут от кандидатов и новых сотрудников — что-то, что будет общим для всех, кто пришел в компанию. Те самые ответственные, коммуникабельные и стрессоустойчивые, о которых можно прочитать в вакансиях. Такие ценности не особо отличаются от компании к компании или в рамках одной профессии. 

// Accidental values = Второстепенные ценности. Что-то уникальное в каждой компании, что поможет отстроиться от конкурентов. ESG, спасение редких животных, любой другой вариант. Но не стоит входить в азарт: второстепенные ценности должны органично встраиваться в работу компании, не мешать сотрудникам и не отвлекать их от бизнес-задач.

При формулировке ценностей в вашей компании начните с основных ценностей — каждый следующий уровень будет зависеть от предыдущего. Чтобы вам было легче начать, используйте вопросы:

  • Без чего не может существовать наша компания и наш продукт, что принципиально важно?
  • В каком направлении развивается компания?
  • Каким ключевым качеством должны обладать сотрудники?

А ниже вы можете изучить опыт 7 компаний, ценности которых реально работают и помогают им развиваться.

Airbnb

Компания помогает людям находить жилье для аренды в других странах в туристических или деловых поездках. В компании работает более 5000 человек, в 2016 году Airbnb была признана Компанией-работодателем #1 по версии Glassdoor Employees’ Choice Award.

Принципиальные ценности (о них рассказывал Брайан Чески, CEO):
- Выполняйте миссию (живите ею)
-
Принимайте гостей
- Упрощайте
- Знайте, что каждая деталь важна
- Ищите новые подходы к делу
- Живите духом приключений

Мы видим, что ценности компании напрямую связаны с услугой и описывают характерные черты сотрудников: авантюризм, страсть к приключениям и новаторство.

Bain & Company

Международная консалтинговая фирма, в которой работает В ней работает более 9000 человек в 32 странах мира. Занимает второе место в той же номинации, что и Airbnb. Люди действительно там хотят работать!

Принципиальные ценности “True North”:
- Страсть
- Самоотдача
- Честность
- Открытость
- Практичный подход
- Приверженность команде
- Не воспринимая друг друга слишком уж серьёзно

Практичность, страсть и командная игра — очень в духе корпораций. А последний пункт показывает, что нашлось место и для теплых отношений.

IKEA

Эту мебельную компанию знают все, у кого есть дом и необходимость как-то его обустроить. В IKEA работает более 200 000 сотрудников. Целый город!

Принципиальные ценности (подробнее о каждой ценности — на сайте IKEA):
- Единство
- Забота о людях и планете
- Осознание расходов
- Простота
- Обновление и улучшение
- Отличие со смыслом
- Брать на себя и делегировать ответственность
- Руководство личным примером

…И ничего о плюшевых акулах. 

Twitter

Социальная сеть с ограниченным количеством знаков, допустимых в посте. В компании работает более 5500 человек.

Миссия по словам Брайана Шиппера, вице-президента HR Twitter:

«Наша миссия заключается в том, чтобы ставить пользователей на первое место, а уже отсюда вытекает наша цель — мы хотим дать каждому возможность быть услышанным, увиденным и шанс поделиться своими мыслями и опытом мгновенно. Именно это можно назвать нашим компасом, который указывал нам путь при строительстве платформы и развитии продукта и внутренней политики. Мы хотим расширить возможности людей во всем мире мире и быть силой добра в нем».

Отсюда можно выделить ключевые ценности соц.сети: право говорить то, что человек думает; возможность быть услышанным мгновенно; расширение возможностей. И эти ценности объединяет главная — «свобода».

Zappos

Большой онлайн-магазин одежды и обуви с центральным офисом в Лас-Вегасе. В компании работает более 1500 человек. Принципиальные ценности:

1. Вызывать «ВАУ» своим сервисом
2. Провоцировать перемены и управлять ими
3. Веселиться и быть немного странным
4. Быть авантюристом, креативным и открытым ко всему
5. Стремиться к росту и обучению
6. Строить открытые и честные отношения
7. Создавать позитивную команду и семейный дух
8. Делать больше с меньшими затратами
9. Быть страстным и приверженным делу
10. Быть скромным

Хорошо сформулированные ценности. Особенно первая — сразу понятно, что для компании принципиально не просто продавать одежду, а доставлять клиенту удовольствие и приводить его в восторг.

Pinterest

Огромное сообщество для обмена изображениями. Все вдохновляющие картинки и идеи для фотографий в отпуске — там! У компании большой опыт. Уже  2011 году журнал “Time” внес сервис в список «50 лучших веб-сайтов 2011 года». Принципиальные ценности:

1.Мы ставим пользователей на первое место
2. Мы срастаемся
3. Мы делаем
4. Мы остаёмся собой

1. Будь любопытным
2. Бери передышку, когда это необходимо
3. Оставь время для развлечений
4. Создавай следующее поколение
5. Соединяй великие умы

Вторая часть описанных ценностей звучит особенно здорово и с ориентацией на человека. Хорошая иллюстрация отношения к команде!

Starbucks

Известная сеть кофеен (возможно, вы хоть раз выпивали здесь чашечку кофе). Компания насчитывает свыше 32 тысячи торговых точек в 75 странах мира. Принципиальные ценности:

Мы создаем атмосферу теплоты и единения, где рады каждому.

Мы действуем смело, критически оцениваем свои достижения и ищем новые пути развития компании и самих себя.

Мы ведем бизнес открыто, с достоинством и уважением к другим.

Мы показываем самое лучшее, на что способны, чем бы ни занимались, и признаем свою ответственность за результаты.

И посмотрите, как красиво звучит миссия: «Вдохновлять и питать дух — каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте». Starbucks — это точно про атмосферу и заботу о клиенте.

Идеи для работающих корпоративных ценностей:

  • Если в вашей компании еще не формализован список ценностей, привлекайте персонал к его созданию. Даже если последнее слово останется за руководством, но люди почувствуют, что их мнение важно для компании.
  • Проводите мероприятия и квизы в рабочих чатах, которые связаны с ценностями бизнеса, вовлекайте как можно больше участников, чтобы они прониклись духом.
  • Пусть каждый сотрудник компании выберет одну из ценностей, которая будет его ориентиром в работе. Тогда не получится, что человек «прочитал о ценностях и забыл».