Логотип TalentTech
29.05 🚀 Онлайн-митап HR Tech Talks от VK. Узнайте всё о цифровом HR-менеджменте: от найма до обучения Регистрация →
подписаться на рассылку

Как найти ключик к успешному поиску кандидатов: сорсинг и его тонкости

Как искать редких специалистов, какие этапы есть в холодном подборе персонала и как правильно применять инструменты сорсинга, читайте в новой статье блога «Поток».


Содержание:

  1. Этапы сорсинга
  2. Стратегия холодного подбора персонала
  3. Как развивать навыки сорсинга

Сорсинг (от англ. sourcing) — часть рекрутинга, которая включает в себя холодный подбор кандидатов на вакансию. В сорсинге рекрутер занимается не сбором откликов, а самостоятельным поиском специалистов на открытую позицию. Когда нужный специалист слишком востребован, сорсеру приходится искать другие способы поиска и, в случае удачи, чтобы заинтересовать человека, предлагать более выгодные условия.

Холодный поиск кандидатов применяется в следующих случаях:

  • нужны топовые специальности;
  • высокая конкуренция на рынке труда;
  • большой объем работы по найму персонала;
  • поиск затруднен большим количеством территориально разбросанных ресурсов.

Как искать нужных специалистов, применяя сорсинг, и какие инструменты в этом помогут, разбираемся вместе с экспертами «Поток Рекрутмента» — системы для автоматизации подбора, в которой сочетаются удобные инструменты для общения с соискателями, простое управление базой кандидатов и прозрачная аналитика. Всем новым пользователям предоставляется бесплатный тестовый доступ на 14 дней.

Этапы сорсинга

Задача сорсера находить и приглашать людей, которые в данный момент не ищут работу. Для этого приходится проводить разведывательную работу по кандидату, устанавливать контакты, открывать для себя его потребности, боли. Работа по холодному найму должна четко выстраиваться и включать несколько этапов.

1️⃣ Работа с нанимающим менеджером: составление заявки, сбор информации об умениях и навыках  кандидата на должность. Подробное описание требований к специалисту, условий работы, описание преимуществ работы в компании.

2️⃣ Описание процесса подбора: срок закрытия вакансии, количество этапов, тестовое задание.

3️⃣ Определение каналов для поиска. Отбор всех возможных источников для сорсинга: поисковые сайты, социальные сети, телеграмм-каналы, профессиональные сообщества, блоги рекрутеров и др.

4️⃣ Изучение всех данных потенциального кандидата: специализация, опыт работы, участие в проектах, достижения, личные интересы, есть ли мотивы для смены работы.

5️⃣ Холодный поиск контактов — иногда самая трудная часть работы. Если вы нашли разработчика в Телеграм, можете сразу написать ему предложение. А в профессиональных сообществах у него может быть только ник.  Да и в соцсетях не всегда есть его настоящее имя, а обращаться по нику неудобно, да и некорректно.

6️⃣ Подготовка письма или звонка. Стандартное предложение, написанное под копирку вероятней всего полетит в корзину. Разработчики, например, по их отзывам, ежедневно удаляют такие письма по нескольку штук, не читая. Сорсеры изучают увлечения, хобби, чтобы «случайно» встретить нужного специалиста на конференции, хакатоне, в бассейне, клубе серфингистов и т.д.

7️⃣ Знакомство возможно только напрямую, не через компанию. Это может быть подготовленная «случайная» встреча или назначенная беседа после отклика на письмо и согласия на предложение сорсера рассказать о компании, которую тот представляет. 

8️⃣ Создание базы потенциальных кандидатов. У хорошего рекрутера всегда есть своя база, куда занесены успешные специалисты и их контакты, которые пригодятся, когда откроется позиция. Ежедневная системная работа, умение заинтересовать, уговорить, оставить о себе хорошее впечатление — это составные части конкурентной разведки, которой владеет опытный сорсер.

Стратегия холодного подбора персонала

Процесс холодного поиска сотрудников требует обучения у более опытных коллег и постепенного нарабатывания опыта. Можно целый день просидеть в социальных сетях и не найти нужного кандидата только потому, что нет отработанной системы подбора. 

Как эффективно работать с каналами поиска? Выстраивайте правильные шаги, формируя стратегию сорсинга:

# Шаг 1. Выбирайте инструменты для сорсинга кандидатов

Многие рекрутеры жалуются на то, что вести поиск стало намного труднее. Если вы ограничиваетесь традиционными источниками, вам действительно становится тяжелее работать. Но у специалистов есть места для профессионального общения. Надо знать эти места и владеть способами быстрого поиска, и тогда дело точно сдвинется с места.

# Шаг 2. Где искать кандидатов

Выбор правильных инструментов — основа успешного холодного поиска кандидатов. Чем больше вы погружаетесь в разные каналы поиска, тем больше возможностей вам открывается. Для начала присмотритесь к тем сайтам, блогам, сервисам, платформам, которыми вы пользуетесь. Включите творческий подход: как этот сервис может помочь мне в поиске? 

Например, вы пользуетесь Pinterest. А думали ли вы, как платформа для сохранения визуального контента и сохранения своих коллекций может помочь в сорсинге персонала? На этом сервисе зарегистрировано более 18 млн подписчиков только из России.  

Здесь можно найти дизайнеров разных направлений. И если вам для сайта нужен талантливый художник, стоит туда заглянуть. Искать в нем можно по имени или нику. Пользователи Pinterest часто указывают в профиле свои данные. 

# Шаг 3. Формируем поисковые запросы

В подборе ключевых слов поможет сайт WordStat — это сервис, который помогает правильно сформулировать запросы пользователей. Сайт показывает, что, в каком количестве и как часто спрашивают у Яндекса. Увидев статистику по вашему запросу, вы сможете точнее сформулировать свой запрос. Запросы можно вводить по специальности, сфере деятельности, интересам, проектам, выстраивая фреймворки.

# Шаг 4.  Ищем с помощью X-Ray 

Чтобы проще было искать кандидата в нестандартных источниках и сделать подбор более точным, воспользуйтесь Boolean search и X-Ray — поиском страниц с применением специальных булевых операторов. Для этого определите вашу целевую аудиторию и посмотрите, где этих специалистов можно чаще всего встретить. Более подробно о том, как научиться искать этим способом, читайте в нашем материале «X-Ray поиск от А до Я».

# Шаг 5. Используйте сайты конкурентов

На сайтах партнеров и конкурентов вы встретите интересную информацию о сотрудниках, легко сможете найти контакты специалистов. С помощью расширений Prophet или Hunter на Google Chrome сможете найти контактные данные, которых не обнаружили в других источниках.

# Шаг 6. Включайте креатив

Изучайте инсайты, которыми делятся опытные рекрутеры в своих каналах в Telegram. Как, например, можно переманивать водителей из других сервисов? Одна компания использует такой способ: вызывает автомобиль и рассказывает о бонусах работы в компании во время поездки. 

Kiwi.com использовал дрон с надписью на баннере: “Smart people wanted” (Нужны умные люди), чтобы привлечь разработчиков других компаний, и запускал аппарат над офисами конкурентов. Включайте фантазию, чтобы хантить нужных сотрудников. Конкуренцию никто не отменял.

Чтобы пробудить собственнную фантазию, читайте о лайфхаках для поиска крутых кандидатов в статье блога «Потока»«4 сорсинговых лайфхака для рекрутеров».

Как развивать навыки сорсинга

Любые курсы будут полезны начинающему рекрутеру. Но в мире слишком быстро все меняется. Чтобы держать руку на пульсе, надо постоянно освежать свои знания. Лучший способ для этого — читать экспертов и подписываться на них. 

1️⃣ Блоги экспертов по сорсингу кандидатов

Например, самым известным экспертом ситают Ирину Шараеву.  Ее блог Boolean Strings by Irina Shamaeva поможет вам получить самые свежие инсайты.

Как слова могут стать вашим ключом к успешному поиску, что такое конкурентная разведка, как заставить потенциальных клиентов ответить на ваши письма, смотрите Sourcecon. Читайте наш материал, где вы найдете ссылки на 9 блогов для развития навыков сорсинга.

2️⃣ Учимся выбирать правильные инструменты

Чтобы не просиживать часами, разыскивая нужного кандидата, учитесь у профессионалов. Читайте лайфхаки в использовании правильных инструментов от Нарека Асликяна, которого называют гуру сорсинга в AmazingHiring, в нашем материале «Инструменты эффективного сорсинга».

3️⃣ Ресурсы для сорсинга разработчиков

Разработчики считаются по-прежнему самыми востребованными на рынке труда. О том, как трудно и почти невозможно искать их на работных сайтах, все знают не понаслышке. 

Но не все знают надежные источники, которыми мы делимся с вами в нашем блоге. Где можно найти базы программистов, где размещаются сообщества разработчиков, где часто публикуются айтишники и делятся своими идеями, читайте в нашем материале «6 небанальных ресурсов для сорсинга разработчиков».

А есть ли где-то сразу все ресурсы поиска? Да, есть. Они вот в этом чек-листе  для сорсинга от платформы «Поток Рекрутмент». Ищите новые каналы, и сорсинг будет даваться вам значительно легче.

Как вести быстрый поиск сотрудников и ускорять отбор кандидатов? Ответ на эти вопросы вы найдете на платформе «Поток Рекрутмент».