Аналитики крупнейшей в России биржи фриланса FL.ru, совместно с IT-холдингом TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ определили профиль предпринимателей, которые пользуются услугами фрилансеров. Большинство – частные лица или ИП, часть из которых сами работают на фрилансе (32%), при этом 23% указали, что привлечение фрилансеров – неотъемлемый элемент бизнес-модели. 24% заказчиков предпочитают узнавать статус задачи по телефону, чтобы лучше контролировать процесс. Главным мотивом сотрудничества заказчики назвали возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов (66%).
Главные клиенты фрилансеров — частные лица или индивидуальные предприниматели, на их долю приходится почти половина всего рынка – 45%. Доля небольших компаний с числом сотрудников до 50 человек составляет 39%, средних и крупных организаций — 16%.
Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).
23% заказчиков указали, что привлечение фрилансеров является для них неотъемлемым элементом бизнес-модели, 19% респондентов отметили, что аутсорсинг играет важную роль в деятельности организации. Однако 48% заказчиков воспринимают фрилансеров как вспомогательный элемент в работе компании.
Примечательно, что треть опрошенных заказчиков сами являются фрилансерами (32%). Еще 29% респондентов имеют опыт работы на аутсорсинге. И только 39% опрошенных никогда не работали в таком формате. Аналитики указывают, что собственный фрилансерский опыт способствуют осознанию преимуществ использования внештатных работников.
Во время отбора подходящего фрилансера заказчики пользуются методом соотношения “цена / качество”. Отметим, что большинство не придает значения месту жительства фрилансера и его уровню образования.
Только 6% заказчиков интересуются местом жительства фрилансера. Особенность удаленной работы способствует привлечению заказчиком русскоязычных фрилансеров, которые живут в разных регионах мира. Большинство компаний (81%) работает с фрилансерами, проживающими в России. Меньшая часть (48%) находят сотрудников в странах СНГ, в том числе на Украине — 42% — и в Беларуси — 15%. С фрилансерами из других стран бывшего СССР сотрудничают 16% компаний.
Стоит отметить, что заказчики довольно быстро находят фрилансеров: 36% требуется 2-3 дня, 20% – до одной недели, 18% нужен один день, а 13% хватает менее одного дня.
С другой стороны, одним из самых серьезных недостатков работы с фрилансерами является нестабильность и непредсказуемость качества их работы. Об этом сообщил 51% опрошенных компаний.
Гораздо меньше заказчиков беспокоит невозможность регулярного контроля над ходом работы (25%), нарушение сроков выполнения работ (22%) и высокая стоимость услуг фрилансеров (13%).
Входящая линия звонков полностью переключена на технологию искусственного интеллекта, созданную компанией Sever.AI. Она узнает имя, возраст, место рождения, а также вакансию, которая интересует звонящего. Затем система, за несколько секунд проанализировав полученную информацию, назначает встречу подходящему кандидату. При этом для проведения собеседования с помощью технологии геолоцирования подбирается самая удобная АЗС по расположению для соискателя.
Несмотря на доступные способы контроля, для заказчиков самой острой проблемой является нарушение фрилансерами оговоренных сроков работы (55%). О проблеме некачественного выполнения задач заявили 49% опрошенных, об “исчезновении” фрилансера — 31%. 27% заказчиков сказали, что, работая с фрилансерами, они не сталкивались за последний год ни с какими проблемами.
Несмотря на сложности взаимодействия и потенциальное возникновение проблем, почти две трети заказчиков (64%) довольны практикой привлечения фрилансеров для выполнения проектов. Лишь 13% высказывают негативные оценки. Еще 23% занимают нейтральную позицию.
Методология
«Исследование заказчиков услуг фрилансеров 2020» — это масштабное социологическое исследование, которое ИТ-холдинг TalentTech организовал и провел совместно c Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики» и крупнейшей российской биржей фриланса для поиска удаленной работы FL.ru. Исследование проводилось с января по июль 2020 года, в нем приняли участие 225 человек, которые пользовались услугами фрилансеров и взаимодействовали с ними как представители организаций или индивидуальные потребители (частные лица) в течение последнего года.
Научная методология и анализ результатов представлены к.с.н. Денисом Стребковым и к.э.н. Андреем Шевчуком (Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Данный отчет содержит основные статистические выводы исследования в виде диаграмм и графиков с краткими комментариями.