Исследование рынка онлайн-образования

Российский рынок онлайн-образования продолжит активно развиваться и к концу 2020 году достигнет отметки минимум 40 млрд руб. Такие выводы приводятся в исследовании IT-холдинга TalentTech, онлайна-университетов Нетология и EdMarket в 2019 году, проведенном в партнерстве с Агентством инноваций Москвы. 

Чему учатся россияне онлайн, какие главные главные точки роста рынка выделяют эксперты и какой сектор получает наибольший объем инвестиций — подробности об этом и многом другом в подробном аналитическом отчете.

Как на рынок онлайн-образования влияет COVID-19

В период с 16 по 23 марта аналитики онлайн-школы “Фоксфорд”, которая входит в IT-холдинг TalentTech, зафиксировали 1 миллион новых пользователей, а эксперты онлайн-университета “Нетология” отмечают рост количества регистраций на 340% по итогам первых 3 недель марта.

До эпидемии и карантина многие не думали о том, что есть альтернатива. Теперь о ней не только узнали, но и попробовали в деле, почувствовали все преимущества онлайн-решения и вряд ли будут готовы от него отказаться и вернуться к старым привычкам. Пандемия и карантин научат пользоваться новыми технологиями всех тех, кто по какой-то причине их побаивался или откладывал знакомство. Коронавирус уйдет, а привычка учиться в онлайне останется.

Ученики, педагоги, поставщики решений — все участники рынка получили мощную мотивацию. Это и есть основной гейм-чейнджер и драйвер роста. Когда мы начинаем пользоваться новыми технологиями, то привыкаем к ним и начинаем считать совершенно естественными крайне быстро.

Как известно, чтобы выработалась привычка, нужен всего 21 день. Так что уверены, что мир после коронавируса уже не будет прежним: ученики станут уверенно комбинировать онлайн и офлайн обучение, тем более, что во всем мире комплексный подход считается максимально эффективным, а педагоги научатся адаптировать курсы, подстраивать учебные материалы для онлайн-форматов и в целом менять подход к методологии обучения

Евгений Барулин, генеральный директор IT-холдинга TalentTech

Объем рынка составит свыше 40 млрд руб. в 2020 году

В 2016 году российский рынок онлайн-образования составлял 20,7 млрд руб. По итогам 2019 года b2c-сегмент достиг 36,5 млрд руб., и эксперты прогнозируют дальнейший рост до 40 млрд.

Наиболее выражен интерес к обучению детей программированию и обучению взрослых современным digital-специальностям и навыкам, в первую очередь IT. Компании, работающие в этих направлениях, воспринимаются как наиболее интересные для инвестиций.

Топ-5 трендов российского рынка онлайн-образования

  • российские компании все активнее выходят на международный рынок онлайн-образования. В последние годы к давно присутствующим на международном рынке компаниям вроде “Нетологии-групп”, присоединились “Алгоритмика”, PuzzleEnglish, StudyFree и другие игроки. 
  • дефицит высококвалифицированных специалистов рынка онлайн-обучения. Поскольку на рынке запускается все больше онлайн-школ, растет спрос на профессиональных методистов, продюсеров онлайн-курсов, руководителей онлайн-школ. Частично игроки рынка онлайн-образования пытаются закрыть этот дефицит самостоятельно, открывая собственные центры обучения кадров. Среди них EdMarket и School of Education. 
  • на рынке появляются новые типы сервисных структур. Например, продюсерские курсы, которые предлагают запуск онлайн-курсов “под ключ”
  • крупные компании Рунета воспринимают онлайн-образование как перспективное направление развития. В EdTech-проекты вкладываются “Яндекс”, Mail.ru, Сбербанк. 
  • активно – на 19% – растет сегмент “хобби-обучения”. Среди популярных направлений — личная финансовая эффективность, живопись, прикладные навыки дизайна, мотивационные курсы.

В обозримом будущем срок нашей творческой жизни значительно увеличится, мы будем профессионально активны в диапазоне 15 - 75 лет. Благодаря развитию технологий, цифровизации мира и установлению прочной связи образования и карьеры мы сможем стремительно получать новые навыки и даже новые профессии, переквалифицироваться нужное количество раз и постоянно повышать собственную ценность. Цифровые навыки перестают быть уделом IT сотрудников и становятся “новым английским”, т.е. навыками, без которых сложно говорить об успешной карьере в компании. 35-50% россиян, выбирая дополнительное профессиональное обучение, учатся digital-профессиям: проходят обучение на программистов, интернет-маркетологов и веб-дизайнеров.

Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech

Чему учатся россияне онлайн

Эксперты определили самые массовые направления в дополнительном онлайн-обучении взрослых. Топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году. 

  • Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
  • Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
  • IT — 2,2 млрд руб. в год
  • Дизайн (интерьерный, веб и т.д.) — 2 млрд руб. в год
  • Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год. 

Обучение “синих воротничков” – зона роста для онлайн-образования

Одна из возможностей роста для рынка российского онлайн-образования – обучение “синих воротничков” (рабочие специальности). На конец 2019 года в России насчитывалось около 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями: рынок обучения на производстве оценивается в 24,5 млрд руб. при среднем чеке за обучение 25 тыс. руб. При этом онлайн-образование в этом сегменте составляет только 900 млн руб.

63% россиян старше 18 лет получили дополнительное образование в 2019 году

22,8 млн россиян старше 18 лет, проживающих в городах с населением более 500 тыс. человек, занимались дополнительным образованием в онлайн и офлайн в 2019 году. По подсчетам экспертов, b2c-рынок дополнительного обучения взрослых в России в 2019 году измеряется суммой порядка 140 млрд руб.

Во многих сегментах образовательного рынка резко выросла конкуренция между образовательными проектами. Как следствие, очевиден спрос на квалифицированных специалистов EdTech-рынка и дефицит таких специалистов. Уменьшить этот дефицит - одна из миссий проекта “Нетологии-групп” EdMarket.

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга “Нетология-групп”.

В топ самых популярных направлений дополнительного образования взрослых вошли:

  • обучение на производстве и рабочим специальностям — 32 млрд руб. 
  • обучение иностранным языкам взрослых — 31 млрд руб.
  • маркетинг, продажи, реклама и коммуникации — 12,3 млрд руб.
  • финансы, бухгалтерия, налоговый учет — 10,9 млрд руб.
  • творчество (искусство, живопись, фотография) — 7,2 млрд руб.

Активно развивается и онлайн-рынок дополнительного образования для взрослых. Среди наиболее популярных направлений для онлайн-обучения оказались: 

  • обучение иностранным языкам взрослых. В 2019 году россияне потратили на онлайн-курсы по этому направлению 5,3 млрд руб.
  • маркетинг, продажи, реклама и коммуникации — 2,7 млрд руб. в год
  • IT, анализ данных, информационная безопасность — 2,2 млрд. руб. в год
  • дизайн (интерьерный, веб и т.д.) — 2 млрд руб. в год.

Рынок обучения иностранным языкам по итогам 2019 года исчислялся примерно 31 млрд руб. При этом уровень проникновения образовательных онлайн-решений в нём составляет около 17%. По нашим оценкам, онлайн-сегмент b2c-рынка дополнительного изучения языков взрослыми достиг 5,3 млрд руб.

Что касается форматов онлайн-курсов в области хобби, личностного роста и развития, а также soft skills, усиливается тренд на образовательные продукты для освоения микронавыков (например, в рисовании — мини-курс по штриховке).

В российское онлайн-образование инвестировали 80 млн долларов

Онлайн-образование входит в топ-5 приоритетных направлений, как для инвесторов, так и для стартаперов. Пятая часть российских стартапов сегодня – проекты в сфере образования.

За 2 года в отрасль инвестировали не менее 80 млн долларов. Речь идет о 45 публичных сделках в российском онлайн-образовании, которые произошли в период с августа 2017 года по октябрь 2019 года. Достоверно известен размер лишь 33 из них.
При этом общее число сделок на российском рынке онлайн-образования как минимум в полтора раза превышает число открыто анонсированных.

Наибольший объем инвестиций в онлайн-образовании получает школьный сектор

Российские инвесторы активно вкладываются в образовательные онлайн-проекты, при этом школьный сектор вошел в список топовых направлений для инвестиций. Так, в 2019 году из 45 публичных сделок 12 приходятся на сегмент среднего и дополнительного школьного образования (для сравнения, в нише корпоративного образования прошли только 5 сделок). Всего с августа 2017 года по октябрь 2019 года в российское онлайн-образование было вложено не менее 80 млрд млн долл.

При этом наибольший интерес у инвесторов вызывает направление обучения детей программированию. Так, одна из наиболее заметных сделок – покупка Mail.ru Group 11,7% компании “Алгоритмика”. Вложения составили как минимум 1 млн долл.

Дополнительное онлайн-обучение школьников набирает обороты

Не менее 10 млрд руб. родители школьников потратили на дополнительные онлайн-курсы в 2019 году. При этом этот сегмент растет опережающими темпами, прибавляя ежегодно как минимум +30%. В 2018 году 50% семей, проживающих в Москве, и 38% в городах-миллионниках вкладывались в дополнительное обучение школьников.
При этом 10-20% школьников страны занимаются по различным программам онлайн. Чеки за онлайн-обучение школьников могут достигать 10 000 руб. в год.

Эксперты составили портрет основного потребителя дополнительного онлайн и офлайн-образования в России

57% аудитории российского дополнительного образования составили женщины. Они же чаще, чем мужчины, обучаются по нескольким направлениям одновременно.
Ядро аудитории рынка – женщины в возрасте 25 лет, без детей, со средним доходом порядка 55 тыс. руб. В основном, мотивацией у них становится желание разобраться в себе и людях, вести здоровый образ жизни или получить новую профессию.

Показательно, что чуть больше половины россиян – 55% – выбирают дополнительное обучение для саморазвития и удовольствия, а не для карьерного роста, то есть дополнительное онлайн-обучение успешно конкурирует с другими видами досуга.

При этом самые высокие чеки за обучение наблюдаются в следующих направлениях:

  • дизайн — 42 тыс. руб.
  • изучение иностранных языков взрослыми — 36,4 тыс. руб.
  • финансы, бухгалтерия, налоговый учет — 34,5 тыс. руб.
  • бизнес-образование — 34,5 тыс. руб.
  • менеджмент и управление — 30 тыс. руб. 

 Самое доступное обучение: духовные практики и личностный рост (средний чек — 8,7 тыс. руб. в год) и здоровье, спорт, питание (средний чек — 7,7 тыс. руб.).

До 50% россиян в процессе переквалификации выбирают digital-профессии

Активно развивается сфера дополнительного профессионального обучения взрослых в России. В 2019 году по программам ДПО обучились 50-55 тыс. человек. При этом средний чек на длительные программы составляет 38-40 тыс. руб. На втором месте — обучение бизнес-направлениям: менеджмент, финансы. При этом становится все более популярным направление обучение бизнесу в онлайн-образовании.

При условии сохранения восходящего тренда эксперты ожидают, что рынок среднего дополнительного образования будет расти и перевалит за отметку 200 млрд руб. в 2023 году.

Методология исследования

Исследование основано на данных опроса и данных анализа открытых источников статистики и бизнес-аналитики;
Метод: телефонный опрос взрослых (18-64 лет) жителей российских городов численностью населения не менее 500 тыс. человек, получавших в течение 2019 г. услуги дополнительного образования платно или бесплатно / онлайн или офлайн в сегментах: ДПО, Языковое обучение, Гибкие навыки (soft skills), Личностный рост/Психология/Отношения, Спорт / Красота, Хобби / Досуг.
Объем выборки — 1200 человек. Выборка генерировалась методом отбора случайных телефонных номеров.
Опрос проводился в ноябре-декабре 2019 г.

Чтобы ознакомиться с полным отчетом, оставьте свои контакты

[contact-form-7 404 "Not Found"]
https://talenttech.ru/wp-content/uploads/2020/09/issledovanie-2020-1.pdf