Press about us

контакты пресс-службы en

Анастасия Кожемякина en
press@talenttech.ru

Быстро и удаленно

Как будут учиться внуки миллениалов?

15 крупнейших компаний – среди которых, например, Google, EY, Apple, IBM и Bank of America – больше не требуют дипломы об окончании колледжа, нанимая инженеров, аудиторов, риск-менеджеров, специалистов по блокчейну, маркетологов, обнаружил Glassdoor, один из самых популярных сайтов поиска работы в США. Старейшие университеты запускают онлайн-курсы, и лучшее образование становится доступнее. Лабораторные работы теперь можно выполнять в VR-очках, а рабочим специальностям учиться с помощью дополненной реальности. Персонализированное обучение, которое подстраивается под психологические особенности и интересы ученика, – уже реальность. Образование все больше помогает получать конкретные навыки, а не абстрактные знания.

Судьба первопроходца

«Образование должно быть правом, а не привилегией», – решили Дафна Коллер и Эндрю Ын, основатели первой платформы онлайнобучения Coursera. Шесть лет назад благодаря Coursera случился всплеск «образовательного оптимизма» – мир поверил, что любой человек в любой точке мира независимо от достатка может проходить курсы лучших университетов: Стэнфорда, Принстона, Колумбийского университета. Газета The New York Times назвала 2012-й, когда были основаны Coursera и Udacity, годом Massive Open Online Courses (МООС). Количество пользователей, которые зарегистрировались на образовательных платформах, поразило самих их основателей. Coursera меньше чем за год набрала почти 2 млн пользователей.

 

К 2017 г. у Coursera было уже 24 млн пользователей, но волна оптимизма в отношении МООС пошла на спад: процент студентов, прошедших курс целиком, оказался крайне мал. Пользователи бесплатных курсов считают основной проблемой не это, а то, что записаться на курс уж слишком просто, а твое обучение никто не контролирует. Так или иначе проекты, основанные на МООС, сделали главное – обеспечили огромный интерес студентов, вузов, работодателей, инвесторов и предпринимателей к сфере eLearning. Однако, по прогнозам Ambient Insight, обучаться самостоятельно в перспективе пяти лет люди будут меньше. В 2016 г. объем рынка самостоятельного онлайн-обучения был $47 млрд и дальше будет падать на 6,4% в год. Зато весь рынок онлайн-обучения станет расти на 5% в год, но уже за счет других сегментов. По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения в 2016 г. составлял $165 млрд, а к 2020 г. достигнет $252 млрд. Даже к этому моменту потенциал для роста все еще останется огромным, ведь весь рынок мирового образования уже сейчас достигает $4–5 трлн в год (с учетом государственных расходов).

 

Инесса Роман-Погоржельская, региональный менеджер Coursera по работе с партнерами

«Будущее – это синергия цифрового и традиционного образования»

Онлайн-образование все сильнее срастается с традиционным: сегодня через онлайн-платформы можно получить не только краткое дополнительное образование, но и полноценный университетский диплом. В мае этого года в Иллинойсском университете в Чикаго прошла

Подробнее
Онлайн-образование все сильнее срастается с традиционным: сегодня через онлайн-платформы можно получить не только краткое дополнительное образование, но и полноценный университетский диплом. В мае этого года в Иллинойсском университете в Чикаго прошла церемония выпуска студентов магистерской программы – впервые в истории университета в ней участвовали в том числе студенты, которые проходили программу онлайн через платформу Coursera. Такие программы становятся все популярнее: на программе iMBA (онлайн-MBA) от Иллинойсского университета на Coursera зарегистрировано более 1000 студентов. Доверие бизнеса к онлайн-дипломам быстрее всего растет в тех областях, где создается много новых профессий. Традиционное образование просто не успевает за скоростью технологического развития – очевидно, что у большинства людей физически не может быть полноценного высшего образования, например, в искусственном интеллекте или блокчейне. И здесь альтернативные источники образования могут стать основными. И в США, и в России я вижу огромный кадровый голод во всех IТ-специальностях. Ряд компаний, с которыми сотрудничает Coursera, уже поднимали вопрос, как лучше выходить на тех, кто успешно окончил профильные онлайн-курсы, и приглашать их обратить внимание на релевантные вакансии. Это будет естественным следующим шагом, который еще теснее свяжет онлайн-образование и профессию. Даже в консервативных индустриях отношение к онлайн-образованию меняется к лучшему – не зря большинство людей используют онлайн-курсы для продвижения в карьере. Мы проводили опрос среди учащихся на Coursera из разных индустрий, и более 80% окончивших курсы на платформе заявили, что им это помогло в профессиональном росте. Сегодня компании и сами пытаются выковать кадры, которые нужны их бизнесу. Этот тренд затронул и Россию: примеры – Школа анализа данных «Яндекса» или Корпоративный университет Сбербанка. Другой тренд – распространение гигономики: в Кремниевой долине и по всему миру появилось множество гибких форматов работы сотрудников в компании (удаленка, парттайм, проектная работа, «распределенные команды» и т. д.). Если у людей есть возможность быть успешными, не работая фуллтайм, а работая на проектах и самостоя тельно распоряжаясь своим временем, то корпорациям будет все сложнее удерживать своих сотрудников. Зачем работать в иерархичной жесткой структуре, где одно и то же происходит изо дня в день, когда можно вместо этого работать фрилансером за такое же вознаграждение? Это одна из причин того, что фрилансеры – одни из ключевых потребителей онлайн-образования. По данным исследования, проведенного в 2017 г. по заказу платформы для фрилансеров Upwork, более половины фрилансеров за последние шесть лет получали дополнительное образование. При этом среди тех, кто предположительно работает фуллтайм, такое образование получило всего 30% опрошенных. Платформы вроде Coursera часто противопоставляют традиционным университетам, но, с моей точки зрения, в этом нет необходимости. Мы обеспечиваем доступ и инструменты, но образовательный контент создают 150 университетов и 30 крупных компаний, которые являются нашими партнерами. Часто они взаимодействуют друг с другом и создают контент совместно – благодаря этому студенты получают академическую базу и одновременно доступ к экспертам из профессионального сообщества. В будущем традиционная образовательная модель преобразится – нас ждет синергия онлайна и офлайна, цифровое образование будет все активнее проникать в традиционное, сочетая разные форматы: например, я вижу все большее распространение смешанного обучения или практики перезачета онлайн-курсов в очном обучении. Несмотря на подъем новых моделей получения знаний, традиционные дипломы от ведущих университетов еще не скоро станут пережитком прошлого, если вообще станут. Не каждый вылетевший из колледжа способен стать Стивом Джобсом. Скорее благодаря альтернативному образованию компании станут более открытыми к тому, чтобы оценивать людей по их навыкам, а не по наличию престижного диплома. Уже сегодня в Кремниевой долине компании постепенно отказываются от восприятия, что если кандидат на позицию окончил университет Лиги плюща, то он безоговорочно хорош. Есть многочисленные исследования, что разношерстные команды, в которых есть участники с разным способом мышления, более результативны, а значит, у компаний есть реальная бизнес-мотивация набирать людей с разным бэкграундом, в том числе образовательным.

Самый большой потенциал роста на мировом рынке у дошкольного и школьного образования (вместе они обозначаются как K-12), корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства, говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп».

 

По данным Ambient Insight на 2016 г., в будущем быстрее всего станут расти компании, которые построены на игровых механиках и симуляции реальных процессов (+22,4 и +17,0% в год вплоть до 2021 г. соответственно). МООС же продолжат развиваться, экспериментируя с новыми моделями монетизации: выдачей платных дипломов и сертификатов, созданием изначально платных курсов («специализаций») и корпоративных образовательных центров.

 

Российский рынок образования в разы скромнее мирового. В 2016 г. его объем составлял 1,8 трлн с долей онлайна в 1% (21 млрд руб.), в 2021 г. эксперты прогнозируют 2 трлн руб. с долей онлайна 2,6% (53 млрд руб.), говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп». Несмотря на меньшие объемы, российский рынок во многом следует за мировыми трендами.

 
Школа

Школы нового поколения – это одно из направлений, которое должно изменить будущее образования, говорится в исследовании аналитической компании CB Insights. В исследовании выделяется пять компаний, получивших в общей сложности $278 млн венчурного финансирования.

 

Одна из них – AltSchool, школа, где сначала составляется интеллектуальный и эмоциональный портрет ученика, а потом под его особенности подбирается полностью индивидуальная программа. Большую часть учебного времени ученики проводят с планшетом и в наушниках, в стены школы вмонтированы камеры, чтобы фиксировать каждое слово ребенка и потом анализировать. Вся школьная программа заточена под использование новых технологий – даже изучение «Илиады»: например, ученики должны самостоятельно визуализировать все случаи проявления ярости в поэме. Проект получил $170 млн от фонда Марка Цукерберга, но в прошлом году основатель проекта Макс Вентилья заявил, что школа получилась слишком дорогостоящей и не будет расширяться, один из девяти филиалов закроется, а компания сосредоточится на развитии софта для обычных школ.

 

Еще один, более успешный, проект – Bridge International Academies, сеть офлайновых частных начальных школ в Кении и других странах Африки. Она ориентирована на родителей, которые зарабатывают меньше $2 в день (среднедушевой доход в Кении – $3,8). Учеба в Bridge International Academies обходится им в $4–7 в месяц. В этих школах все максимально стандартизировано – от строительства корпусов по типовым проектам до расписанных по шагам уроков. Сценарии для уроков, написанные специалистами в том числе из Кембриджа, выводятся на планшет учителя. Это помогает менее квалифицированным учителям показывать более высокие результаты. Сейчас в Bridge International Academies более 500 школ.

Сколько человек учится в России по разным программам

млн чел.

источник: Индекс образования, ВШЭ, 2017 год

источник: Индекс образования, ВШЭ, 2017 год

Колледж и техникум

Один из заметных российских онлайн-проектов в сфере школьного образования – «Фоксфорд», который с 2014 г. входит в «Нетологиягрупп». «Фоксфорд» предлагает ученикам с 3-го класса заниматься онлайн дополнительно по школьной программе у лучших учителей страны, авторов учебников и тренеров олимпиадных сборных, а также готовиться к ОГЭ и ЕГЭ онлайн. Для школ есть свой продукт – набор инструментов, который позволяет учителю самостоятельно формировать небольшие олимпиады, домашние задания, контрольные работы для школьников.

 

Для детей, которые готовы учиться полностью удаленно, у «Фоксфорда» есть полноценная онлайн-школа-экстернат. Ее окончили уже 400 детей. Обучение целиком проходит в онлайне, а по итогам экстерната школьник проходит аттестацию в школах-партнерах и получает аттестат о среднем образовании. Сейчас компания нащупала еще одну нишу – региональные онлайн-школы вместо малокомплектных сельских. «Такую школу можно наполнить собственным контентом от региональных учителей или контентом самого «Фоксфорда», – рассуждает Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетология-групп». Сейчас «Нетология-групп» предлагает такие проекты региональным министерствам образования и школам.

 

В России в национальной программе развития образования на 2016–2020 гг. был предусмотрен проект «создания сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания». Но выполнение этого проекта не вошло в список целевых показателей программы, поэтому реализован он пока не был, хотя особенных препятствий для этого нет, говорится в «Исследовании российского рынка онлайн-образования».

 

Кроме того, «Фоксфорд» предлагает государственным школам курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей. По закону учителя имеют право на повышение квалификации раз в три года и оплачиваться оно должно работодателем. «Повышение квалификации – это часто довольно унылое формальное занятие. Мы же привлекаем для этих курсов сильнейших преподавателей страны – авторов учебников, тренеров сильнейших олимпиадных сборных», – говорит Спиридонов. В «Фоксфорде», по его словам, прошли курсы 220 000 учителей – т. е. почти каждый четвертый российский учитель. Повысили квалификацию и получили удостоверение установленного государством образца более 65 000 учителей.

Вуз

В мире не так много примеров eLearningпроектов для рабочих специальностей, но все же они есть. Например, австралийская компания SkilledUp делает курсы для специалистов в области строительства и управления недвижимостью. Обучение может проводиться как в онлайне, так и в рабочих кабинетах, а оценка знаний – как в письменном виде, так и в виде практической демонстрации. В Австралии результаты обучения в программе SkilledUp признаются в соответствующих отраслях и другими учебными заведениями по всей стране. “Естественно, полностью в онлайн увести такое обучение пока нельзя, – замечает Наталья Царевская-Дякина, директор образовательных технологий «Севергрупп ТалентТех», – так как для рабочих профессий необходима практика применения полученных знаний. Если мы хотим учить специалистов hard skill навыкам, которые предполагают умение работать руками и с профессиональными материалами, то, чтобы получить аттестацию, студент должен выйти в офлайн, но и продемонстрировать не только знания, но и умения. Хотя, думаю, в будущем подобную практику можно будет в большей степени проводить с помощью технологий дополненной реальности. Но все, что может быть оцифровано, – теория, лекции, схемы – все это должно быть оцифровано». В планах «Севергрупп ТалентТех» развитие системы массового образования для всех типов специальностей – от digital до рабочих. Цель – построить крупнейший онлайн-центр дополнительного профессионального образования для взрослых. В исследовании «Нетологии» и ВШЭ рынок среднего профобразования оценивается в 146 млрд руб. в 2016 г. Царевская-Дякина рассчитывает, что для рабочих специальностей методики онлайн-образования будут так же быстро развиваться. Будут востребованы короткий модульный контент, много визуальной информации, обучение с сопровождением – когда у каждого студента есть свой куратор. Австралийская SkilledUp предлагает набор гибких подходов от самостоятельного обучения по типу МООС до группового дистанционного обучения в классах, но в любом случае с поддержкой куратора.

Корпоративное обучение

Классическое высшее образование тоже будет трансформироваться, уверен CEO «Севергрупп ТалентТех» Артем Кумпель. «Недостаток высшего образования в том, что после пяти лет учебы оно часто не дает практических навыков, для того чтобы быть полезным работодателю сразу после окончания вуза, – говорит он. – Почему растет дополнительное образование? Университет как основа – может быть, но необходимой узкоспециализированной подготовки в большинстве случаев он не дает. В итоге после вуза выпускники идут учиться на дополнительные программы digitalмаркетинга, программирования, data science».

 

В США из 20 млн студентов вузов онлайн обучается треть (полностью или частично). Полностью дистанционное обучение с присвоением государственного диплома предлагают многие американские колледжи и университеты, например Университет штата Пенсильвания, Бостонский университет, Университет Индианы.

Почти 80% американских вузов, в том числе Йель и Университет Южной Калифорнии, передают разработку и обслуживание своих онлайн-курсов на аутсорс компаниям, специализирующимся на онлайн-обучении. Например, Беркли сотрудничает с облачной платформой 2U, которая организует онлайн-занятия в небольших классах и работает по принципу разделения прибыли с университетом. В России вузы с именем полностью дистанционное обучение не практикуют, переводя в онлайн только отдельные курсы, но уже включают их в обязательные учебные планы и засчитывают их прохождение. Так делает, например, Высшая школа экономики, МГУ и СПбГУ. МФТИ засчитывает оконченные курсы на Coursera при поступлении в магистратуру.

Кто больше всего интересен инвесторам?В 2017 г. самая большая сумма ($190 млн) была инвестирована в компанию EverFi, платформу для школьного, дошкольного и университетского образования. CB Insights составила список из 90 самых перспективных мировых eLearning-стартапов, которым суждено изменить мировое образование. Больше всего в этом списке образовательных компаний широкого профиля, таких как Udacity и Coursera. За все время они получили в общей сложности $1,8 млрд инвестиций. На 2-м месте в этом списке сервисы для изучения языков ($638 млн), на 3-м – онлайн-системы для менеджмента традиционного учебного процесса ($633 млн).  

Три года назад при Министерстве образования был создан Совет по открытому образованию, который выпускает требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов.

 

«В нишу полноценных онлайн-вузов планирует встроиться и «Нетология». «Фоксфорд» подхватывает школьника в 3-м классе и ведет его до поступления в вуз – с курсами, репетиторами, выездными школами, – объясняет Спиридонов. – После вуза мы предлагаем дополнительное профессиональное образование. Но с 11-го класса до 5-го курса – обрыв. На это время мы теряем из виду более 100 000 школьников, бывших пользователей «Фоксфорда», ежегодно. Логично было бы, используя поток пользователей из «Фоксфорда» и экспертизу «Нетологии» в обучении digitalпрофессиям, построить на этом месте либо свой колледж, либо вуз».

 

В этом учебном году «Нетология-групп» запускает курсы профориентации для 10–11-х классов и начнет готовить детей к некоторым базовым профессиям, например вебпрограммированию, интернет-маркетингу, UX-дизайну. В 2019 г. может появиться уже бета-версия вуза. В итоге «Нетология» рассчитывает выстроить линейку образовательных продуктов, которые будут охватывать 15–20 лет жизни человека.

 
Корпоративное обучение

Корпоративное образование – это один из самых перспективных сегментов в мировом EdTech: 42% международных компаний – респондентов исследования Brandon Hall Group в 2017 г. были намерены увеличить бюджет на внедрение и поддержку EdTech-решений для корпоративного обучения. В России обучать всех без исключения сотрудников намерены 63% компаний, подсчитал HeadHunter. 70% планируют использовать для этого digital инструменты.

 

В этом году «Нетология» объявила о выходе на рынок корпоративного образования, заключив контракты с крупнейшими российскими работодателями – РЖД, ВТБ и DeLonghi. Для сотрудников этих компаний «Нетология» проводит курсы по онлайн-маркетингу, data science и другим digital-профессиям.

 

ВТБ закупил у «Нетологии» набор видеокурсов по управленческим навыкам и навыкам личной эффективности и размещает их во внутреннем мобильном приложении «Вектор», рассказывает представитель банковской группы. “У «Нетологии» обширный каталог курсов в удобных форматах, которые размещаются в корпоративных системах дистанционного обучения и мобильных приложениях. Курсы разбиты на небольшие отрезки, сотрудники могут проходить обучение со смартфона или планшета, например, по дороге на работу», – говорит он. Банк собирается продолжать сотрудничество.

 

Весь российский рынок корпоративного онлайн-образования оценивается в 7 млрд руб. (из них 4,5 млрд тратят слушатели, 2,5 млрд – компании-работодатели).

Образование в сетях

Образовательные надстройки появляются и у других сервисов, например рекрутинговых.

 

В апреле 2018 г. европейская рекрутинговая компания Adecco приобрела образовательный стартап General Assembly, который специализировался на онлайн-тренингах по программированию, менеджменту и дизайну. Сумма сделки составила $413 млн. Благодаря этому приобретению Adecco рассчитывает предлагать своим клиентам обучение самым востребованным на рынке навыкам. В России тоже есть пример аналогичной связки. Летом 2017 г. «Севергрупп ТалентТех» приобрела одну из крупнейших российских образовательных компаний – «Нетологиягрупп» (по словам Спиридонова, контроль остался у основателей – у него, его жены Юлии Спиридоновой, Максима Древаля и Алексея Половинкина). Это одна из крупнейших сделок на российском рынке: вся «Нетология» была оценена в $60 млн. В предыдущие два года более крупных сделок на российском рынке не было.

 

К тому моменту в портфеле «ТалентТех» уже были фриланс-платформа «Ремонтник. ру» и две рекрутинговые компании – Potok и JungleJobs. Все эти проекты решено было объединить в единую экосистему «ТалентТех» (подробнее о «Севергрупп ТалентТех» СМ. НА СТР. 6). В июле компания приобрела биржу удаленной работы FL.ru (бывший Freelance.ru), которая специализируется на услугах digitalспециалистов.

 

«Конечно, наиболее явная точка взаимодействия – это обучать фрилансеров digitalпрофессиям на наших основных курсах, – рассказывает Спиридонов. – Но у нас есть идея делать и дополнительные курсы по soft skills. Как выяснилось, фрилансерам часто не хватает навыков презентаций, тайм-менеджмента, командной работы, работы с заказчиком».

 

При такой связке можно будет сертифицировать обученных на нашей платформе специалистов, повышать их рейтинг, рекомендовать заказчикам, добавляет Царевская-Дякина.

 

Когда образование и трудоустройство станут частью друг друга, запросы рынка труда будут быстрее трансформироваться в курсы по востребованным специальностям, а школьники и студенты получат реалистичное представление о том, как может строиться их карьера, говорит Царевская-Дякина. &

All Materials