Логотип TalentTech
Новички бегут из компании? 🏃‍♂️ Помогите им освоиться в коллективе и приступить к работе Узнать подробности →
подписаться на рассылку

Адаптация персонала в компании: как организовать, чтобы удержать сотрудника

Как сделать адаптацию персонала максимально полезной и даже увлекательной? Все ответы — в этой статье.


Оглавление:

  1. Адаптация сотрудников: цели и задачи
  2. Во что обходится компании неправильно организованная адаптация сотрудников
  3. Виды и этапы адаптации
  4. Адаптация персонала и система наставничества
  5. Мероприятия по адаптации персонала
  6. Как организовать внедрение адаптации персонала с использованием IT-технологий

Анна сменила работу, и завтра начинается ее первый рабочий день в новой компании. Было тревожно. Как встретят? Как быстро освоится? Справится ли с новыми обязанностями? Что надеть в первый день? Хотелось, чтобы все сложилось удачно.

Но все оказалось не так, как мечталось.

Начальник отдела на бегу показал новое место работы, сказав, что компьютер поставят на следующей неделе. С коллегами не познакомил, не представил, не обозначил задачи, кивнул на пачку бумаг, которые надо посмотреть, и скрылся за дверью.

Кадровик заглянула на секунду, сказав, что надо подписать приказ. Это были все контакты за день. Занятые коллеги не обращали на новую коллегу внимания. Было неловко и неуютно. Подумалось: «Кажется, я здесь никому не нужна».

На следующий день с утра Анна звонила на прежнюю работу, потому что приняла решение на новую не возвращаться. Ее ценили на прежней работе и при увольнении сказали: «Если не сложится, возьмем обратно». Через три дня Анну с радостью встречали бывшие коллеги.

Адаптация сотрудников: цели и задачи

К сожалению, это нередкий случай. Аналитики TalentTech опубликовали результаты исследования среди людей, нанятых на работу:

  • 20% респондентов ответили, что в начале работы не понимали, зачем их вообще наняли;
  • 18% остались при найме без беседы с руководителем, так как он не смог найти время;
  • 17% не получили информацию о структуре компании;
  • более половины (60%) не услышали ничего о целях компании.

Профессиональная адаптация (от лат. adapto — приспосабливаться) — постепенное привыкание новичка к работе и внутреннему климату компании. Вы выбрали и приняли человека на работу, затратив время и деньги, — позаботьтесь о том, чтобы он быстрее начал работать с наибольшей отдачей и приносил компании максимальную пользу. Эта забота принесет вам дивиденды:

  • работник быстро вникнет в рабочие процессы;
  • освоится в коллективе;
  • будет доволен и новой работой, и отношением к нему руководства;
  • у вас вырастет уверенность, что новичок останется после испытательного срока.

Рассказывать о компании желательно так, чтобы уже с первых дней новичок был уверен в том, что он сделал правильный выбор, и гордился новым местом работы. 

Во что компании обходится неправильно организованная адаптация сотрудников

Вернемся к нашей Анне. Какие ошибки совершили эйчары и руководитель в первый день её работы?

  • Не подготовили рабочее место.
  • Не познакомили с коллегами.
  • Не рассказали о компании, не показали офис.
  • Не поставили задачи.
  • Документы для ознакомления были упомянуты между делом.

Опытные эйчары назовут еще больше неправильных действий работодателя. Чем больше ошибок, тем больше риск увольнения в первый месяц. 

Из 4000 опрошенных компанией HeadHunter 8% респондентов задумывались об увольнении сразу после выхода на новую работу, 20% сменивших работу снова задумываются об увольнении в первые месяцы, а еще 17% — в первые полгода.

Эти цифры говорят не только о неправильно организованном процессе адаптации нового работника в коллективе, но и о напрасно потраченных средствах на наем сотрудника: процент увольнения в период испытательного срока доходит до 28%. Улетевшие в трубу деньги придется потратить вновь или даже увеличить сумму расходов, потому что без специалиста не обойтись. Согласно данным команды сервиса «Поток Адаптация», при увольнении в первый месяц повторный наем обходится до 20% от годовой зарплаты сотрудников.

Виды и этапы адаптации

Методологи выделяют три вида адаптации персонала в организации:

  • организационная: знакомство с компанией и ее правилами;
  • профессиональная: изучение обязанностей и задач, развитие сотрудника;
  • социально-психологическая: знакомство с корпоративной культурой, построение взаимоотношений в коллективе. 

Первые два типа адаптации персонала в организации осуществляются поэтапно. Третий же отслеживается на протяжении всего периода. Существуют также первичная адаптация — при устройстве на новое место работы и вторичная — при переходе на новую должность в той же компании.

Первичная адаптация: этапы и результаты 

Адаптация персонала включает два этапа:

  • пребординг — процесс вхождения в компанию, который длится с момента принятия оффера до выхода на работу;
  • онбординг — процесс знакомства с правилами компании, коллегами и обязанностями, который начинается в первый рабочий день.

По результатам совместного исследования TalentTech, «Нетологии» и FL.ru оказалось, что только у 30% респондентов на работе был план онбординга, а пребординг был организован лишь в 27% случаев.

Что включают в пребординг? Цель — показать, что сотрудника ждут, помочь подготовиться к выходу на работу, установить эмоциональную связь, чтобы соискатель ощутил себя нужным компании. Для этого важно:

  • рассказать о преимуществах компании;
  • подробно описать, что ждет новичка в первый рабочий день;
  • помочь подготовить документы для оформления;
  • ответить на вопросы.

HR-специалисту надо хорошо понимать, какие вопросы больше всего волнуют работника на этом начальном этапе и дать на них ответы еще до оформления:

  • Какие у меня будут обязанности?
  • Какая зарплата, и как я буду ее получать?
  • Какой график работы, смогу ли я его корректировать?
  • Как мне сориентироваться в офисе?
  • Как узнать, кто тут за что отвечает?
  • Какой здесь коллектив?
  • Как мне проявить себя в первые дни?

Онбординг начинается с первой минуты появления новичка на пороге компании. Новый сотрудник входит в офис, и в его глазах масса вопросов:

  • Как меня встретят, как представят в отделе?
  • Будет ли беседа с начальником?
  • Как меня примет коллектив?
  • Какие у меня задачи на ближайшие дни?
  • Как тут в офисе все расположено?
  • Куда можно положить мои вещи?

Не стоит в первые часы вываливать на новичка все, с чем надо его познакомить. Дискомфорт от новой обстановки, волнение перед новыми коллегами и руководством затрудняют усвоение новой информации. Задача HR-специалиста — сделать первый рабочий день комфортным для новичка, поэтому онбординг должен быть плавным. 

Процесс адаптации работника в компании может быть как управляемым, так и стихийным, в зависимости от используемых методов работы с персоналом. Чтобы работа стала системной, необходимо продумать план или создать программу адаптации. В зависимости от задач бизнеса этапы могут состоять из таких шагов:

  • организационные вопросы: подписание всех необходимых документов, ответы на вопросы, консультации, знакомство с внутренними правилами и рабочим местом;
  • компания и ее люди: структура, цели, ценности, традиции, коллектив в целом, отдел: кто есть кто;
  • обучение процессам согласно должностной инструкции;
  • обмен обратной связью.

Адаптация персонала и система наставничества

Система наставничества имеет давнюю традицию. Еще в Древнем мире так называли домашних учителей. В России активно стала применяться в начале 30-х годов прошлого столетия, а особенно стала популярна на производстве и в социальной сфере в 70-е годы. В наше время наставничество и его лучшие традиции возрождаются. Оно становится частью корпоративной культуры.

В компании всегда есть люди, которые рады делиться своим опытом и развиваться сами, обучая подопечного необходимым для работы навыкам. Это лояльные к компании опытные коллеги, вовлеченные в работу. Они принесут новичку больше пользы, чем назначенные официально. Это люди, обладающие навыками коуча и получающие удовольствие от процесса наставничества.

Такому наставнику можно задать любой вопрос, признаться в ошибке, получить от него первую похвалу. Наставничество — это не только сопровождение и обучение в период адаптации. Это и целенаправленная работа по дальнейшему росту сотрудника.

Мероприятия по адаптации персонала

Система адаптации персонала включает мероприятия, которые обеспечивают организационную, социально-психологическую и профессиональную адаптацию работника. 

Welcome-встречи, беседы, консультации, one-to-one общение с руководителем, инструктажи, письма, памятки, сбор обратной связи — все это формы мероприятий по адаптации персонала. Важно правильно спланировать и организовать получение всей необходимой информации:

  • о компании, подразделении, миссии, ценностях;
  • о трудоустройстве: документы, инструктаж, пропуск и т.д.
  • нормативы, СИЗы, маршруты следования, задачи на первые 3 дня;
  • карта рабочего пространства;
  • задачи подразделения, структура команды, ИПР и т.д.

Чтобы адаптация не носила стихийный характер, на предприятиях, в крупных компаниях HR-специалисты разрабатывают документ, который называется «Программа адаптации сотрудников». 

Как организовать внедрение адаптации персонала с «Поток Адаптацией»

В активно развивающихся и крупных компаниях с планами по найму больше 100 человек в год процесс принятия на работу практически бесконечный. Каждому во время адаптации надо уделить время, показать и рассказать, как все устроено на новом месте, но где взять столько времени?

«Поток» предлагает мобильное приложение «Поток Адаптация», которое ускоряет адаптацию новых сотрудников, сокращает отток персонала на испытательном сроке, экономит время HR, руководителей и наставников.

Что вам понравится в приложении?

  • По структуре: квест, цель которого как можно быстрее ввести новичка в команду и дать ему почувствовать себя своим.
  • По содержанию: структурированный сценарий адаптации на рабочем месте.
  • По формату контента: видеоролики, текстовые задания, тесты для быстрого запоминания материала.
  • По обратной связи: это мини-опросы на каждом этапе адаптации.
  • По внешнему виду: дружественный и понятный дизайн, уровни не перегружены материалом.
  • По форме подачи материала: небольшие ёмкие тексты, наглядные схемы. Элементы геймификации и яркая графика поднимают настроение и повышают интерес к изучению контента.
  • По назначению: приложение понадобится не только новичку, но и наставнику, потому что в нем отслеживается прогресс новичка, собирается аналитика, есть возможность пройти обучение по наставничеству. 

Как работает приложение? Еще до официального оформления кандидат получает ссылку на скачивание приложения. В несколько кликов устанавливается удобный карманный гид. Система адаптации персонала работает в лучших традициях Zero HR.

Уже в заданиях первого уровня сотрудник заочно знакомится с компанией и коллективом, узнает, какие документы нужны для оформления, есть ли в компании дресс-код, как добраться до офиса и что его ждет в первый рабочий день. 

С выходом на работу открываются новые уровни приложения: от «Твой первый день», где четко прописаны все задачи и встречи, до «Окончание испытательного срока», в котором руководитель поздравляет новичка и рассказывает о новых горизонтах.

Дизайн приложения можно менять в соответствии с фирменным стилем компании, а контент учитывает особенности работы в офисе и на удаленке. Содержание уровней можно скорректировать и дополнить с учётом специфики ваших бизнес-процессов.

Новички оценили приложение. По результатам опросов стало ясно, что качество адаптации выросло в компаниях в среднем на четверть, а 75% опрошенных написали, что подобное приложение пригодилось бы и после испытательного срока — для оперативного оповещения обо всех событиях.

Адаптируйте играючи
Заполните форму, чтобы получить доступ в демоверсию приложения