подписаться на рассылку

Как помочь себе, сотрудникам и компании в кризис

Контакты психологов, способы справиться с тревогой и рабочие вопросы, которые стоит прояснить первым делом


Эксперты TalentTech подготовили список из 5 советов, которые помогут работодателям совладать с эмоциями, позаботиться о сотрудниках и наметить план действий в тёмные времена.

Назначьте ответственных

Чётко укажите, с кем сотрудники могут связаться по возникающим у них вопросам, связанным с кризисной ситуацией. Поделитесь контактами этих людей, в идеале — в разных каналах связи: ником в мессенджерах, электронной почтой и номером телефона. Если это непосредственный руководитель сотрудника, поясните самим руководителям, к кому им обращаться дальше, чтобы решать проблемы максимально оперативно.

Позаботьтесь о безопасности сотрудников

Поддерживайте постоянную связь с сотрудниками за границей и в приграничных территориях. Соберите дополнительные контакты ваших коллег, например, их родственников и знакомых. Составьте список тех, кто готов переехать, и выясните, кто готов принять коллег из других стран или регионов. По возможности предоставьте информацию о доступных сейчас способах передвижения.

Попытайтесь справиться с паникой

Этот блок касается и вас лично, и ваших сотрудников. В кризисные времена сложно не поддаваться панике, но она — плохой советчик. Хоть немного успокоиться помогут следующие рекомендации:

⭐ Дайте выход эмоциям

Страх, растерянность, гнев — всё это нормальные реакции на кризисные ситуации. Важно прожить эти эмоции, а не гасить их, но при этом не зацикливаться. Если вы уверены, что у ваших близких есть силы и вы с ними на одной волне, можете поделиться своими переживаниями. Если боитесь нарушить чужое спокойствие, всегда можно «выговориться» бумаге. Дополнительный совет — отвести на проживание эмоций определённое время, например, один конкретный час в день.

Если вы понимаете, что не в состоянии справиться с тревожностью самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам. Вот список организаций и сервисов, которые проводят бесплатные консультации с психологами и психотерапевтами:

⭐ Отвлекитесь на телесные практики

Подойдёт любая физическая активность: прогулка по улице, гимнастика, секс. Сюда же — наведение порядка в доме, мытьё посуды, готовка и рукоделие. Даже лучше, если у занятия есть видимый конечный результат. Так вы сможете уйти из онлайна, переключиться на ощущения тела и вернуть себе чувство контроля.

⭐ Выполняйте дыхательные упражнения

Например, дыхание по квадрату помогает справиться с приступами паники. На протяжении 4 секунд делайте глубокий вдох носом. Задержите дыхание на 4 секунды. Выдыхайте ртом — тоже на протяжении 4 секунд. На 4 секунды задержите дыхание с пустыми лёгкими. Повторите весь цикл.

⭐ Оградитесь от раздражающих факторов

Отключите все лишние оповещения, оставив только самые необходимые. Ограничьтесь парой-тройкой ресурсов, которым вы доверяете, чтобы оставаться в курсе происходящего и быстро получать новые данные, а не нырять с головой в поток повторяющихся тревожных новостей.

⭐ Избегайте конфликтов

Постарайтесь не ссориться с коллегами, друзьями и родственниками. Если вы предполагаете, что ваши позиции разнятся, сократите общение. Не тратьте время и силы на агрессию в интернете. Если вам хочется высказаться публично, перепроверьте себя: изложите свои мысли письменно, но сперва не публикуйте. Возможно, вам требовалось выпустить пар, и уже спустя час вы сформулируете свою позицию более конструктивно и менее эмоционально.

⭐ Не забывайте про базовый минимум

Регулярно питайтесь, пейте воду и старайтесь высыпаться. Всё это нужно, чтобы организм мог восполнять энергию и эффективнее противостоять стрессу.

Проработайте разные сценарии развития событий

Во-первых, это ещё один способ справиться с тревогой и перенаправить энергию в конструктивное русло. Во-вторых, сценарное планирование поможет повысить устойчивость вашего бизнеса, а следовательно — и жизнестойкость сотрудников. Заранее проанализировав, как реагировать на разные варианты развития событий, вы сможете быстрее адаптироваться к изменениям и начать действовать.

Вот несколько вопросов для размышления:

  • Сможете ли вы поддерживать связь с сотрудниками, если отключат интернет?
  • Как на бизнес-процессах компании могут отразиться блокировки и санкции?
  • Что компании придётся сделать, если выручка сократится на 30%, на 50%, на 80%?
  • Можете ли вы временно остановить работу компании, чтобы переждать кризис?
  • Как закрыться с минимальными потерями для себя, сотрудников и клиентов?

Конечно, ответы на эти и другие вопросы надо искать не в одиночку. Организуйте антикризисную команду с CEO, HR- и PR-специалистами, маркетологами, юристами, финансовым отделом, бухгалтерией, IT-службой и всеми желающими присоединиться к работе. Вместе вы сможете предусмотреть больше рисков и увидеть больше возможностей, а также быстрее создать резервные копии имеющихся данных, найти новых поставщиков и альтернативные веб-сервисы, заморозить неуместные сейчас активности, спрогнозировать изменения в продажах и найме и подготовить ответы на вопросы сотрудников.

Регулярно оповещайте сотрудников о состоянии дел

Поддерживайте постоянную связь с командой, чтобы предотвратить волнения и домыслы и внести в жизнь сотрудников хоть немного стабильности. Даже если в вашей компании ничего не меняется, обязательно расскажите об этом. В корпоративном мессенджере, по электронной почте, на онлайн-конференции или лично — это уже ваш выбор. Главное — успокоить сотрудников и вовремя предоставить им всю необходимую информацию.

Вот что руководству точно стоит обсудить с сотрудниками:

  • Изменения в бизнес-процессах. Какие каналы связи вы теперь используете? Какие инструменты? Поменялись ли какие-то формальные процедуры внутри компании?
  • Финансовые вопросы. Ожидаются ли задержки зарплаты или премий? Стоит ли заводить новые карты для получения выплат?
  • Кадровые вопросы. Остаются ли в силе договорённости о запланированных повышениях по карьерной лестнице? Останавливает ли компания найм новых сотрудников? Какова вероятность сокращений?
  • Работа с клиентами и партнёрами. Сможет ли компания выполнить свои обязательства перед клиентами? Стоит ли предупреждать их о новых сроках? Получится ли вовремя оплатить услуги подрядчиков? Не отменяются ли совместные проекты?

Дополнительно организуйте сбор вопросов от самих сотрудников. Некоторые из них стоит прокомментировать публично, чтобы ответить на вопросы даже тем сотрудникам, которые постеснялись или не успели задать свой вопрос.